Седмица 3-я Великого поста 13-19 марта

Здравствуйте, братья и сестры!

Поздравляем вас с наступающим Воскресным днем! Предлагаем календарь на 3-ю седмицу по Великого поста.

  • 15 марта (среда) — праздник иконы Божией матери, именуемой «Державная».
  • 18 марта (суббота) — поминовение усопших.
  • 19 марта — третья неделя (воскресенье) Великого поста, Крестопоклонная.
Преподобный
Иоанн Кассиан Римлянин
13 марта

Понедельник

28 февраля по старому стилю

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прп. Иоанна Кассиана Римлянина (435).

Прп. Василия исповедника (ок. 750).

Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского, отшельника Нитрийского (V). Прмч. Феоктириста, игумена Пеликитского (VIII).

Блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772).

Девпетерувской иконы Божией Матери (1392).

И áще рекýтъ къ вáмъ: изыщи́те чревоволшéбниковъ и от земли́ возглашáющихъ, тщеслóвующихъ, и́же от чрéва глашáютъ, не язы́къ ли къ Бóгу своемý взы́щетъ? чтó испытýютъ мéртвыя о живы́хъ? Закóнъ бо въ пóмощь дадé, да рекýтъ не я́коже слóво сié, зáньже не лѣ́ть дáры дая́ти.

Лю́дiе ходя́щiи во тмѣ́ ви́дѣша свѣ́тъ вéлiй: живýщiи во странѣ́ и сѣ́ни смéртнѣй, свѣ́тъ возсiя́етъ на вы́.

И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

И речé Госпóдь Бóгъ Нóю: врéмя вся́каго человѣ́ка прiи́де предъ Мя́, я́ко испóлнися земля́ непрáвды от ни́хъ: и сé, А́зъ погублю́ и́хъ и зéмлю.

А́зъ же, сé, наведý потóпъ, вóду на зéмлю, погуби́ти вся́ку плóть, въ нéйже éсть дýхъ жи́зни подъ небесéмъ: и ели́ка сýть на земли́, скончáются. И постáвлю завѣ́тъ Мóй съ тобóю: вни́деши же въ ковчéгъ ты́ и сы́нове твои́, и женá твоя́ и жены́ сынóвъ твои́хъ съ тобóю.

И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Прiими́те наказáнiе, а не сребрó, и рáзумъ пáче злáта искушéна: избирáйте же вѣ́дѣнiе пáче злáта чи́ста. Лýчши бо премýдрость кáменiй многоцѣ́нныхъ, вся́кое же честнóе недостóйно ея́ éсть.

А́зъ премýдрость всели́хъ совѣ́тъ, и рáзумъ и смы́слъ áзъ призвáхъ. Стрáхъ Госпóдень ненави́дитъ непрáвды, досаждéнiя же и горды́ни, и пути́ лукáвыхъ: возненави́дѣхъ же áзъ развращéнныя пути́ злы́хъ. Мóй совѣ́тъ и утверждéнiе, мóй рáзумъ, моя́ же крѣ́пость.

А́зъ лю́бящыя мя́ люблю́, и́щущiи же менé обря́щутъ благодáть. Богáтство и слáва моя́ éсть, и стяжáнiе мнóгихъ и прáвда.

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда.

Мысли святителя Феофана Затворника

«Страх Господень ненавидит неправды» (Прит. 8, 13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою перед Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем.

Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни.

Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды.

Преподобномученица Евдокия 14 марта

Вторник

1 марта ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прмц. Евдокии (160-170).

Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины (III-IV). Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460).

Прп. Мартирия Зеленецкого (1603).

Прмц. Ольги (1937). Cщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды (1938). Cщмч. Александра пресвитера (1942). Сщмч. Василия пресвитера (1943).

И лю́дiе не обрати́шася, дóндеже я́звени бы́ша, и Гóспода не взыскáша. И отъя́тъ Госпóдь от Изрáиля главý и о́шибъ, вели́ка и мáла, во еди́нъ дéнь: стáрца и чудя́щихся ли́цамъ, сié начáло: и прорóка учáща беззакóнная, сéй о́шибъ. И бýдутъ блажáщiи людíй си́хъ льстя́ше, и льстя́тъ, я́ко да поглотя́тъ я́.

И разгори́тся я́ко óгнь беззакóнiе, и я́ко трóскотъ сухíй поядéнъ бýдетъ огнéмъ, и разгори́тся въ чáщахъ дубрáвныхъ и поя́стъ, я́же о́крестъ холмóвъ вся́.

Гóре пи́шущымъ лукáвство: пи́шущiи бо лукáвство пи́шутъ, укланя́юще сýдъ убóгихъ, восхищáюще сýдъ ни́щихъ людíй мои́хъ, я́ко бы́ти и́мъ вдови́цѣ въ расхищéнiе и сиротѣ́ въ разграблéнiе.

Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, начало и конец, в один день: старец и знатный, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

И речé Госпóдь Бóгъ къ Нóю: вни́ди ты́ и вéсь дóмъ твóй въ ковчéгъ, я́ко тя́ ви́дѣхъ прáведна предо Мнóю въ рóдѣ сéмъ: от скотóвъ же чи́стыхъ введи́ къ себѣ́ сéдмь сéдмь, мýжескiй пóлъ и жéнскiй: от скотóвъ же нечи́стыхъ двá двá, мýжескiй пóлъ и жéнскiй: и от пти́цъ небéсныхъ чи́стыхъ сéдмь сéдмь, мýжескiй пóлъ и жéнскiй: и от всѣ́хъ пти́цъ нечи́стыхъ двѣ́ двѣ́, мýжескiй пóлъ и жéнскiй, препитáти сѣ́мя по всéй земли́: ещé бо днíй сéдмь, А́зъ наведý дóждь на зéмлю четы́редесять днíй и четы́редесять нощéй: и потреблю́ вся́кое востáнiе, éже сотвори́хъ, от лицá всея́ земли́. И сотвори́ Нóе вся́, ели́ка заповѣ́да емý Госпóдь Бóгъ. И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных чистых по семи, мужеского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему.
Премýдрость создá себѣ́ дóмъ и утверди́ столпóвъ сéдмь: заклá своя́ жéртвенная, и раствори́ въ чáши своéй винó, и уготóва свою́ трапéзу: послá своя́ рабы́, созывáющи съ высóкимъ проповѣ́данiемъ на чáшу, глагóлющи: и́же éсть безýменъ, да уклони́тся ко мнѣ́. И трéбующымъ умá речé: прiиди́те, яди́те мóй хлѣ́бъ и пíйте винó, éже раствори́хъ вáмъ: остáвите безýмiе и жи́ви бýдете, да во вѣ́ки воцаритéся: и взыщи́те рáзума, да поживетé и испрáвите рáзумъ въ вѣ́дѣнiи. Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».

Мысли святителя Феофана Затворника

«Премудрость», Бог-Слово, «построила себе дом», святую Церковь, и в нем «приготовила трапезу», — слово Божие и святые таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И послала слуг своих, св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Прит.9:1-8).

Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание, и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Прит. 8, 36), и пожалей себя.

Икона Божией Матери «Державная» 15 марта

Среда

2 марта ст.ст.

Литургия
Преждеосвященных Даров

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Иконы Божией матери, именуемой «Державная» (1917).

Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок 320-326).
Мч. Троадия (ок. 249-251).
Мц. Евфалии (257).
Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (ок. 579).

Свт. Арсения, еп. Тверского (1409).

И бýдетъ, егдá скончáетъ Госпóдь вся́ творя́ въ горѣ́ Сióни и во Иерусали́мѣ, наведéтъ на ýмъ вели́кiй, на кня́зя Ассирíйска и на высотý слáвы óчiю егó.

Едá прослáвится сѣки́ра безъ сѣкýщаго éю? или́ вознесéтся пилá безъ влекýщаго ю́? Тáкожде áще ктó вóзметъ жéзлъ, или́ дрéво: и не тáко. Но пóслетъ Госпóдь Саваóѳъ на твою́ чéсть безчéстiе, и на твою́ слáву óгнь горя́ возгори́тся.

И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

Нóе же бѣ́ лѣ́тъ шести́ сóтъ, и потóпъ водны́й бы́сть на земли́. Вни́де же Нóе и сы́нове егó, и женá егó и жены́ сынóвъ егó съ ни́мъ въ ковчéгъ, воды́ рáди потóпа. И от пти́цъ чи́стыхъ и от пти́цъ нечи́стыхъ, и от скóтъ чи́стыхъ и от скóтъ нечи́стыхъ, и от звѣрéй, и от всѣ́хъ гадóвъ пресмыкáющихся по земли́, двá двá внидóша къ Нóю въ ковчéгъ, мýжескiй пóлъ и жéнскiй, я́коже заповѣ́да Госпóдь Бóгъ Нóю. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Господь Бог повелел Ною.

Женá безýмная и продéрзая скуднá хлѣ́бомъ бывáетъ, я́же не вѣ́сть стыдѣ́нiя, сѣ́де при двéрехъ дóму своегó, на столцѣ́ я́вѣ на стóгнахъ, призывáющая мимоходя́щихъ и исправля́ющихъ пути́ своя́: и́же éсть от вáсъ безýмнѣйшiй, да уклони́тся ко мнѣ́: и лишéннымъ рáзума повелѣвáю, глагóлющи: хлѣ́бомъ сокровéннымъ въ слáдость прикосни́теся и вóду татьбы́ слáдкую пíйте.

От воды́ же чуждíя ошáйся и от истóчника чуждáго не пíй, – да мнóгое врéмя поживéши, и приложáтся тебѣ́ лѣ́та животá.

Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.

Мысли святителя Феофана Затворника

Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Прит.9:4). Стало быть умникам нет входа в дом Премудрости или в святую Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом.

С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне святой Церкви, только безумие. неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск 16 марта

Четверг

3 марта ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прп. Пиамы девы (337). Св. Зинона и Зоила.

Прмц. Марфы и мч. Михаила (1938).

Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

И речéши въ дéнь óный: благословлю́ тя́, Гóсподи, я́ко разгнѣ́вался еси́ на мя́, и отврати́лъ еси́ я́рость твою́ [от менé], и поми́ловалъ мя́ еси́. Сé, Бóгъ мóй Спáсъ мóй, уповáя бýду на негó и не убою́ся: занé слáва моя́ и похвалá моя́ Госпóдь, и бы́сть ми́ во спасéнiе. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

И бы́сть потóпъ четы́редесять днíй и четы́редесять нощéй на земли́, и умнóжися водá и взя́ ковчéгъ, и возвы́сися от земли́: и возмогáше водá, и умножáшеся зѣлó на земли́, и ношáшеся ковчéгъ верхý воды́.

И ýмре вся́кая плóть дви́жущаяся по земли́ пти́цъ и скотóвъ и звѣрéй, и вся́кiй гáдъ дви́жущiйся на земли́, и вся́кiй человѣ́къ, и вся́ ели́ка и́мутъ дыхáнiе жи́зни, и всé éже бѣ́ на сýши ýмре.

И помянý Бóгъ Нóа, и вся́ звѣ́ри, и вся́ скоты́, и вся́ пти́цы, и вся́ гáды пресмыкáющыяся, ели́ка бѣ́ху съ ни́мъ въ ковчéзѣ: и наведé Бóгъ дýхъ на зéмлю, и престá водá.

И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

Нéнависть воздвизáетъ рáспрю: всѣ́хъ же нелюбопри́телныхъ покрывáетъ любо́вь.

От многослóвiя не избѣжи́ши грѣхá: щадя́ же устнѣ́, разýменъ бýдеши. Сребрó разжжéное язы́къ прáведнаго: сéрдце же нечести́ваго исчéзнетъ. Устнѣ́ прáведныхъ вѣ́дятъ высóкая: безýмнiи же въ скýдости скончавáются.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Мысли святителя Феофана Затворника

«При многословии не миновать греха» (Прит. 10, 19).

Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно.

К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние — эти, буре подобные, разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!

Святой благоверный князь
Даниил Московский
17 марта

Пятница

4 марта ст.ст.

Литургия
Преждеосвященных Даров

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прп. Герасима, иже на Иордане (451).

Мчч. Павла, сестры его Иулиании и с ними Кодрата, Акакия и Стратоника (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI).

Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (929-935). Прп. Герасима Вологодского (1178). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299).Блгв. кн. Даниила Московского (1303).

Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской. Сщмч. Александра пресвитера (1938).

Рыдáйте: бли́зъ бо дéнь Госпóдень, и сокрушéнiе от Бóга прiи́детъ: сегó рáди вся́ка рукá разслабѣ́етъ, и вся́ка душá человѣ́ча убои́тся, и смятýтся послы́, и болѣ́зни прiи́мутъ я́ я́ко жены́ раждáющiя: и поскорбя́тъ дрýгъ ко дрýгу, и ужáснутся, и лицé своé я́ко плáмень измѣня́тъ.

И заповѣ́мъ всéй вселéннѣй злáя и нечести́вымъ грѣхи́ и́хъ, и погублю́ укори́зну беззакóнныхъ и укори́зну гóрдыхъ смирю́: и бýдутъ остáвшiи честнíи пáче, нéжели злáто нежжéное, и человѣ́къ чéстенъ бýдетъ пáче, нéжели кáмень, и́же от суфи́ра.

Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.

Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского.

И создá Нóе жéртвенникъ Гóсподеви: и взя́ от всѣ́хъ скотóвъ чи́стыхъ и от всѣ́хъ пти́цъ чи́стыхъ и вознесé во всесожжéнiе на жéртвенникъ. И обоня́ Госпóдь воню́ благоухáнiя. И речé Госпóдь Бóгъ размы́сливъ: не приложý ктомý прокля́ти зéмлю за дѣлá человѣ́ческая, занé прилежи́тъ помышлéнiе человѣ́ку прилѣ́жно на злáя от ю́ности егó: не приложý ýбо ктомý порази́ти вся́кую плóть живýщую, я́коже сотвори́хъ. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.
Не упóльзуютъ имѣ́нiя въ дéнь я́рости: прáвда же избáвитъ от смéрти. Прáвда непорóчнаго исправля́етъ пути́, нечéстiе же впадáетъ въ непрáвду. Прáвда мужéй прáвыхъ избáвитъ и́хъ, безсовѣ́тiемъ же уловля́ются беззакóннiи. Скончáвшуся мýжу прáведну, не поги́бнетъ надéжда: похвалá же нечести́выхъ поги́бнетъ. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.

Мысли святителя Феофана Затворника

«Нечестивый падет от нечестия своего» (Прит. 11, 5).

Нечестие — это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях.

Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успевают они являть себя праведными, в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты.

Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад, внимательные же управляются с этим кое как. О, когда бы кто либо из них добросовестно взглянул на этот разлад, и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский 18 марта

Суббота

5 марта ст.ст.

Поминовение усопших.
Пища с растительным маслом

Мч. Конона Исаврийского (I).

Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (III). Прп. Марка Постника (V). Прп. Исихия Постника (ок. 790).

Обретение мощей блгв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463).
Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия.

Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938).

Обретение мощей свт.
Луки исп., архиеп. Симферопольского
(1996).

Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

Терпѣ́нiя бо и́мате потрéбу, да вóлю Бóжiю сотвóрше, прiи́мете обѣтовáнiе: ещé бо мáло ели́ко ели́ко, гряды́й прiи́детъ и не укосни́тъ. А прáведный от вѣ́ры жи́въ бýдетъ: и áще обинéтся, не благоволи́тъ душá моя́ о нéмъ. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
И кни́жницы и фарисéе, ви́дѣвше егó ядýща съ мытари́ и грѣ́шники, глагóлаху ученикóмъ егó: чтó я́ко съ мытари́ и грѣ́шники я́стъ и пiéтъ? И слы́шавъ Иисýсъ глагóла и́мъ: не трéбуютъ здрáвiи врачá, но боля́щiи: не прiидóхъ призвáти прáведники, но грѣ́шники на покая́нiе. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Ев. 10, 32-38; Мк. 2, 14-17)

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места.

Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная врачующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!

Поклонение Кресту 19 марта

Воскресенье

6 марта ст.ст.

Пища с растительным маслом

Неделя Крестопоклонная.

Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прп. Аркадия Кипрского (IV).
Мч. 42-х во Амморее Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845).

Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Икон Божией Матери: Ченстоховской (I) «Благодатное Небо» (XIV) и Шестоковской (XVIII).

Вся́къ бо первосвящéнникъ, от человѣ́къ прiéмлемь, за человѣ́ки поставля́ется на слýжбы я́же къ Бóгу, да принóситъ дáры же и жéртвы о грѣсѣ́хъ.

И никтóже сáмъ себѣ́ прiéмлетъ чéсть, но звáнный от Бóга, я́коже и Аарóнъ. Тáко и Христóсъ не себé прослáви бы́ти первосвящéнника, но глагóлавый къ немý: Сы́нъ мóй еси́ ты́, áзъ днéсь роди́хъ тя́: я́коже и и́ндѣ глагóлетъ: ты́ еси́ свящéнникъ во вѣ́къ по чи́ну Мелхиседéкову.

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи.

И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

И призвáвъ нарóды со ученики́ свои́ми, речé и́мъ: и́же хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по мнѣ́ грядéтъ: и́же бо áще хóщетъ дýшу свою́ спасти́, погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди и евáнгелiа, тóй спасéтъ ю́: кáя бо пóльза человѣ́ку, áще прiобря́щетъ мíръ вéсь, и отщети́тъ дýшу свою́? И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Мысли святителя Феофана Затворника

(Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1)

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом.

Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, — а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений.

Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот — вот конец и венцы!


Рекомендуем прочитать

Some Image

Прославление Креста

Сергей Худиев

Апостолы, святые отцы, а вслед за ними вся литургическая традиция Церкви прославляют Крест в самых возвышенных выражениях. Святой апостол Павел «хвалится» Крестом. Преподобный Ефрем Сирин, восхваляя Крест, произносит длинное перечисление, из которого мы приведем лишь фрагмент:

«Крест – воскресение мертвых.
Крест – упование христиан.
Крест – жезл хромым.
Крест – утешение бедных.
Крест – узда для богатых, низложение горделивых.
Крест – памятник победы над демонами, пестун юных.
Крест – надежда отчаянных, кормило для плавателей.
Крест – пристань обуреваемым, стена окруженным врагами.
Крест – отец сирот, советник правдивых.
Крест – утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев».

Ему вторит святой Феодор Студийский:

«Крест есть богатство, драгоценнейшее всякого другого богатства. Крест есть безопаснейшее прибежище для христиан.
Крест есть легчайшее бремя, возлагаемое на рамена учеников Христовых.
Крест есть сладчайшее утешение для душ скорбящих.
Крест есть примиритель и посредник между небом и землею.
Крестом умерщвлена смерть и Адаму возвращена жизнь».

Мы уже привыкли это слышать – но во времена апостолов и даже во времена отцов это звучало вызовом. Крест не ассоциировался с чем-то славным и победным. Совсем наоборот. Крест был символом отвращения и ужаса.

Со времен Каина люди изобрели много способов лишить ближнего своего жизни; технология казней постоянно развивалась и достигла большой изощренности. В древнем мире (как и позже, в средние века) смертная казнь была публичным представлением, в ней была определенная режиссура, театральность. Человека предавали смерти на виду у внимательно глазевшей толпы – главным образом для внушения надлежащего страха кому следует. Но казнимый, которому предстояло умереть, получал определенного рода трибуну: он мог сказать что-то, что люди запомнят, бросить последние упреки палачам или провозгласить правоту своего дела. Томас Мор, взойдя на эшафот, воскликнул: «Я умираю верным слугой короля, но прежде всего – Бога!» – и эти слова – слова человека, который ставит долг перед Богом выше воли монарха, – потом повторяют в поколениях.

Мору отрубили голову; когда тяжелое лезвие рассекает кожу, казнимый не успевает почувствовать боли. Человек мужественный и вполне уверенный в своей невинности может принять такую смерть со спокойствием, как Томас Мор и сделал. В этом случае смерть становится триумфом, демонстрацией мужества и стойкости, которые обязательно произведут впечатление на людей.

Римляне совсем не хотели, чтобы казнь их противников превращалась в воодушевляющую демонстрацию стойкости героев перед лицом смерти. Как и в предшествовавших им империях – ассирийцев, вавилонян, персов, македонян, они знали, как лишить смерть малейших признаков «красивости», героизма, романтичности. Те, кто бросал вызов их власти, должны были умирать не только мучительно, но и позорно – в казнимых не должно было остаться ни капли силы, ни капли достоинства; единственное впечатление, которое они должны были производить на людей, – это отвращение и ужас.

Поэтому человека сначала бичевали специальными бичами с вшитыми в них свинчатками и острыми кусками кости – которые раздирали тело в клочья, потом заставляли тащить тяжелую перекладину креста на спине, потом прибивали большими гвоздями за руки и за ноги… Это точно не оставляло места для воодушевляющих речей и красивых легенд.

Some Image
Это было предельным поражением и бесчестьем. После всего этого самое лучшее, что можно было сделать с казненным, – его забыть, как забывают что-то отвратительное и позорное.

И вот отвратительное орудие смерти делается орудием славы и победы; инструмент жуткой пытки – знамением надежды. Каким образом?

Бог превращает его в орудие спасения. Бог стал человеком в лице Господа нашего Иисуса Христа – человеком, во всем подобным нам, кроме греха. И этот Человек принимает смерть – страшную и отвратительную смерть на Кресте – нас ради человек и нашего ради спасения. Он одерживает победу и создает Царство, но это совсем не та победа и совсем не то царство, которого люди обычно хотят – и которого хотели Его современники.

Победы в этом мире одерживают те, кто творит насилие, – те, кто может приказать своим легионерам изрубить в куски, заколоть или распять кого угодно. Те, у кого легионеров больше.

Христос одерживает победу, претерпевая насилие. В миру побеждают те, кто несет смерть на остриях своих мечей и копий; Христос одерживает победу, принимая смерть. Страстная пятница – день, когда люди убили Бога, – становится днем, когда Бог спас людей.

Царства этого мира – и римляне это отлично понимали – держатся на насилии. Их правители принуждают людей к повиновению страхом боли и смерти. Христос созидает Царство, которое держится на доверии и любви.

Он собирает Своих подданных не принуждением, а любовью и верой; не угрожая, а увещевая; показывая Себя не грозным воителем с занесенным мечом, а Тем, Кто смиренно принимает смерть за других.

И это Царство побеждает: проходит три века, и сам римский император склоняется перед Крестом. И оно победит в вечности – когда, по слову преподобного Ефрема Сирина, «Крест явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов ее паче светлости солнечной и возвещая пришествие Владыки Христа».

Прославляя Крест, мы провозглашаем веру в то, что в итоге побеждает не насилие, которое запугивает и принуждает, а любовь, которая терпит распятие. И мы становимся на сторону этой любви в мире, которым правит насилие, – потому что, как члены Церкви Христовой, мы принадлежим к грядущему миру, где уже не будет насилия – а будет только любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *